Поездка в Чернигов. 04-05.04.2009

автоклуб "Веселые Чумаки"

Понедельник ... работать вредно, а память она наша – девичья, то приступим к отчету

Это было мое первое путешествие в компании Веселых Чумаков (когда я бронировала места, причем официально от нас, как общественной организации, они посмеялись, мол надо было писать от «Веселых чуваков» ) Так вот, первое мое автопутешествие совпало с первым в этом году клубным, т.е. сплошная премьера. Поэтому все что можно, было оговорено и договорено заранее перед поездкой. Формат поездки – семейный, трудящийся. Изначально договорились выспаться, лошадей не гнать, и встречались в 10 утра на КПП Броварской трассы. Первый был Саша Marten, потом я с подружкой Викой, потом Алексей с Верунчиком (а вот как зовут ваших друзей я, о_горе_мне, так и не знаю) В общем синий, желтый, голубой – выбирай себе любой, три машины не спеша (я так правильно еще никогда не ехала) отправились в первый пункт назначения г.Козелец. Виталик с семьей обещались догнать нас по пути.

В Козельце нас уже ждала Галина, встречались у собора Святой Богородицы, в нижнем храме шла служба, а верхний храм, собственно ради которого мы и приехали был закрыт. Колокольня Собора, на которую мы планировали подняться и собственными глазами убедиться – видна ли с нее колокольня Троицкого собора в Чернигове – тоже к сожалению была закрыта. Поэтому, возьмите себе на заметку, что Верхний Храм, и Колокольня открываются после Вербного Воскресенья, а в зимний период они закрыты. Побродив вокруг, полюбовавшись лепниной в стиле барокко снаружи Собора, мы отправились на прогулку в парк. Приятно удивило разгноголосное щебетанье птиц.

Тишина, покой и размеренность города – действовали на нас – киевлян очень положительно. В парке покружили с фотоаппаратами у здания полковой канцелярии, нынешняя библиотека, и решили немного пройтись по городу. Центр небольших городков всегда можно узнать по зданию районной администрации, такие однотипные строения, неоднозначно вам говорят, что Вы находитесь в центре города.
Слева мы увидали небольшую церковь окруженную елками, решили подойти. Вознесенская церковь, в которой сейчас находится музей ткачества. И за 4 грн. с взрослого +2 с фотоаппарата, мы имели удовольствие прослушать небольшую лекцию о истории этого музея, которому уже кстати 20 лет, о видах ткачества на Украине (Чернигощина славилась ткацким ремеслом), посмотрели акварели, художника В.П. Кузнецова, подаренные его вдовой какому-то Украинскому Фонду. Который и организовывает подобные выставки по стране.
Пока мы были в музее, вернулась местная экскурсовод, с группой детей из Кировограда, для них открыли верхних храм в Соборе, и нам тоже повезло его посмотреть. Да уж, действительно было бы жалко, если бы мы этого не увидели. Грандиозно, масштабно, и очень красиво. Но вот Колокольня закрыта на ремонт, и без благословения Владыки, никого туда не пускают.

Самый популярный транспорт в Козельце это велосипед, а какие нарядные дамы ездят на них по городу, мы с подружкой только открыли рты, ибо с таким макияжем и выражением лица можно ехать минимум в лехусе ))) ну мы фоткать их не стали, дабы не смущать.
По матрешкам распихались, и направились в с.Лемеши!
Лемеши и Лемеши.
Покружили вокруг храма, никого не было, лишь шикарный котище на заборе, не обращал на нас внимания. (тут должны были быть удачные фотки котейки! Ааааа) Опять по матрешкам, и уже в путь на Чернигов.
По дороге к колонне присоединился Виталик с семейством. Далее нас ждал Чернигов.
Пару слов о дороге. Немало видала я дорог, но эта хороша, не знаю почему, но мне она оч. понравилась ненапряжностью, нормальным отношением водителей (на одесской такого нету) правда был один Мерседес который “пропусти_бо_вкакаюсь», вылетел нас обгонять слева по разделительному газону, где одни камни, но я думаю потом сам об этой глупости пожалел.
А самое чудесное это АИСТЫ, их много, они в гнездах и когда видишь их в гнезде возникает такое детское чувство щенячьего восторга, и надежда что если аист на крыше, значит будем жить, значит все будет хорошо!
Чернигов встречал нас золотыми куполами Екатерининской церкви! Великое дело ДжиПиЭс, я вам скажу, головная машина, без промедления вывела всю нашу колонну в нужное место. Поселились мы в гостинице Брянск. Чистенько, бюджетненько – для одной ночи переночевать – подходит. Постели чистые, кровати нам попались удобные, горячая вода была. По рекомендации друзей решили купить автомобиль «Москвич», ага! купились. Шучу я. Пошли обедать в близлежащую харчевню «Хата Рыбака». Мило уютно, деревянные домики, рядом Десна, в которую прямо из сауны заныривают колоритные дамы, но маленькое НО, один повар и ждать каждое блюдо полчаса. Поэтому экономя время, мы отправились на машинах в центр, где отобедали в «Челентано». Туда же пришла экскурсовод Татьяна, с которой мы договаривались о экскурсии заранее.
Ну какой же центр без Красной площади с которой и началась наша почти трех часовая прогулка! Пятницкая церковь, воссозданная после второй мировой войны, впечатляет своим видом как снаружи так и внутри. Никакой штукатурки, никаких росписей, просто кладка красного кирпича, но на это стоит посмотреть. Далее пешочком по аллее героев, в местном наличии «сотка» мы направились к Екатерининской церкви. При приближении к которой, стало грустно оттого, что ото золото что блестит это и все. Ведутся фасадные ремонтные работы, церковь для посещений закрыта.
НО! Там же есть волшебный ангел, и если его крепко приобнять или просто дотронутся, он обязательно исполнит ваше желание. Народ не стеснялся, загадывал во всю, хотя я в стиле Сатанеева предупреждала, что на всех может не хватить и лучше заказывать одно на двоих.
Ну а далее… Вал, пушки, вид на мадрид, и офигительно яркое здание речпорта J это для проверки на различие цветов. В садящемся солнце издалека нам подмигивали бликами купола Ильинского и Троицкого монастырей. В памятнике Т.Г. Шевченка, все узнали А.С.Пушкина - ну да что с них поэтов взять, что ни поза то пафосная. Ограда привлекла мое внимание интересными львами – чугун, литье 18 век :) (с) ну и фонари…. Неспешным шагом миновав панорамную трассу мы в глубине парка остановились у дома тов. Лизогуба, который на деньги Петра 1 построил Екатерининскую церковь. Послушали местную легенду… Вообще я обратила внимание, что текст экскурсоводов (обоих) пестрел словами есть легенда, по легенде… мое мнение что после того как при пожаре сгорела почти вся историческая документация, то черниговцы и рады стараться придумывать разнообразные легенды, и главное никто ж не запретит – хочешь верь, а хочешь не верь.
На сим заканчиваю, потому что уже конец рабочего дня
Простите меня други мои за дикую задержку с продолжением отчета, но были уважительные причины в виде загруженности по работе, и отсутствием музы.

Фотографии мне восстановили, поэтому ничто не мешает мне сейчас глянуть в фотоальбом и написать продолжение нашего путешествия по памяти J

Итак друзья, мы с вами остановились возле легендарного дома товарища Лизогуба.

После смерти его вдова продала дом Ивану Мазепе. Ну и как положено дом имеет свою легенду, даже две. Одна легенда романтическая о том, как Мотря Кочубеевна полюбила престарелого гетьмана чем навлекла на себя сильное материнское проклятие. И душа ее теперь не знает приюта и блуждает по миру. В ночь на Пречистую появляется она возле дома Мазепы, умоляя осенить ее крестным знамением, которое снимет проклятие.

Вторая легенда прозаическая J - говорит о другом. Когда, мол, гетман удирал в Молдавию, то оставил сокровища в темных погребах этого дома. А стеречь их за тяжелую провинность должна была Мотря. Так вот и появлялась она в ночь на Пречистую, умоляя "крестом православным благословить ее проклятую душу."

Далее по парковой дорожке наша компания приблизилась к Спасскому собору. Его удивительные конусообразные купола, привлекают внимание и интригуют. В это время в соборе шла служба и все кто зашел внутрь Собора, отметили великолепное, завораживающие пение церковного хора. Чуть левее Спасского собора, все киевлянчеги с восторгом узрели церковь Пирогощи которая в Киеве расположена на Контрактовой площади. И верно, строение один в один похоже на нашу Пирогощу, но здесь это Борисоглебский собор, изначально бывший монастырем. Сейчас внутри храма находится музей, который к сожалению был закрыт, поэтому увидеть старинные серебряные царские врата, церковные книги, украшения и сам собор изнутри нам не посчастливилось.

Еще левее нашему взору предстал Коллегиум, крыльцо которого было по-киношному знакомо. Сейчас в нем размещается дирекция Национального архитектурно-исторического заповедника "Чернигов стародавний", действует постоянно выставка икон и другие тематические выставки. Но к сожалению туда мы тоже не попали потому что было закрыто. Художественный музей который находится за Спасским Собором, нам тоже не удалось посетить.
На выходе из парка в киоске мы прикупили сувениров, и направились к Елецкому монастырю, который имеет свою нетленную легенду воинственную - после успешной боевой операции над степняками в 1060 году князь Святослав вместе с верной женой приехал на Елецкую гору на охоту. На одной из высоких елей он увидел икону Богоматери. Вскоре была заложена Успенская церковь в честь Богоматери, с течением времени соорудили и монастырь. Елецкий происходит от слова "ель" - елка.
Прибыв на место, пошли обозреть знаменитый курган «Черная Могила», который тоже имеет свою легенду на сей раз трагическую - по легенде, в Черной могиле покоится прах князя Черного, легендарного основателя Чернигова. Высота кургана свыше 10 м., окружность 170 м. Его опоясывал ров шириной до 7 м. 1872-73 курган исследовал уроженец Черниговщины архитектор Самоквасов Дмитрий Яковлевич (1843-1911). Раскопаны остатки большого погребального кострища, найдены обгорелые человеческие кости, оружие, орудия работы, бытовые предметы, золотую монету времен византийской империи Константина VII Багрянородного (9 ст.).

Черная Могила - единственное известное погребение древнерусского князя - современника киевского князя - Святослава Игоревича. К сожалению большинство находок товарищ Самоквасов передал Московскому историческому музею, часть музею Киевского института, некоторые попали в частные коллекции, в конце 19- в начале 20ст. а в черниговских музеях из этой могилки практически ничего и нет - несправедливо не так ли? По окончании тризны курган был досыпан, на вершине установлена стела.
И вот – мы в Елецком монастыре. Успенская церковь до Пасхи (на зимний период) была закрыта, но все же нам посчастливилось одним глазком туда заглянуть. Несмотря на теплую погоду на улице, внутри была холодина брррр, церковь была не нарядная, и толком ничего разглядеть не получилось. Зато посетили службу в Петро-Павловской церки расположенной тут же и приложились к чудотворной иконе. В этом месте мы попрощались с нашим экскурсоводом Татьяной, большое ей спасибо за экскурсию.
И уставшие и оголодавшие направились по домам, то есть Галина – домой в Белую Церковь а мы в гостиницу. Заказав ужин в «Хате Рыбака», около семи вечера мы все собрались в уютном бревенчатом домике. Чтобы веселее скоротать время ожидания яств, мы устроили междусобойные конкурсы среди детворы и водителей J малышня отвечала на вопросы относительно сегодняшней прогулки по Чернигову, а вот Саше и Саше J пришлось показать мастерство проезда слалома машиной между стаканами, тарелками и рюмками на столе. Не пугайтесь – машина то была игрушечная J, которую в качестве тренировочного пособия и забрали наши драйверы с собой J Но думаю на следующих встречах заезды обязательно повторятся. Немного слов о кухне – красиво, сытно, почти быстро и не дорого нас покормили. И положа руку на сердце, еле волоча ноги отправились спать. За день находились мы очень и очень, а это вам не это J. На следующий день уже была запланирована поездка, и нужно было хорошенько выспаться и отдохнуть.
Воскресное утро, радовало нас хорошей погодой, несмотря на отключенное отопление в гостиннице вроде никто не замерз, выпили из местного автомата кофею, попрощались с отелем и направились уже в знакомое нам «Челентано» на завтрак. После завтрака, команда «по матрешкам» и мы едем в Троицко-Ильинский монастырь. Скажу сразу, на территории есть отличная парковка, мы же понезнанию, оставили машины на обочине. Первым делом в глаза бросилась «пизанская ваза» вид которой недвусмысленно намекал, что у колокольни без каски лучше не ходить. Заплатив 2 грн. за вход мы после вчерашней пешей тренировки лихо одолели 101 ступеньку Колокольни. Кроме любования красотами Чернигова, в плане было – увидеть колокольню в Козельце, но утренняя дымка над городом так далеко поглядеть нам не дала, даже бинокль не помог.
Но вид на Колокольне – отменный, всем советую туда подняться. Насмотревшись с высоты птичьего полета на град, ее наша компания направилась в Троицкий Собор. Попали опять на службу. Кстати хоть в эту поездку нам не посчастливилось посетить музеи города, но зато где мы ни были, службы в храмах посетили по-моему все. Эх жаль нельзя (да и некрасиво было бы) фотографировать внутри. Лучи солнца как золотавые дорожки сквозь окно в виде огромного православного креста – просто притягивали взгляд. Не знаю смог ли бы мой фотоаппарат передать всю красоту, безмятежность и вечность этого момента, но в памяти моей он останется навсегда, я уверена.

В Соборе находятся святые мощи черниговского святого Феодосия Углицкого и преподобного Лаврентия. В нижней части Собора, под полом, расположен склеп, свидетельствующий о том, что собор был усыпальницей духовных иерархов и феодальной знати XVIII – начала ХХ века. Обходим Собор справа, любуемся на крестообразное окно (не знаю как правильно эту красотищу назвать).

Справа у нас Введенская церковь, а слева могила украинскому байкарю Л.Глибову. Я например не знала что за байки он писал, поэтому спросим у Гугла J http://www.umka.com.ua/rus/catalogue/classical-2/leonid-hlibov-bayky-mp3.html

Посмотрев все что можно, мы направляемся к Болдиным горам. Занятное место, ни одной равнинки и ни одной скамеечки. Как я поняла все холмы – это старинные казацкие могилы, местные жители располагаются прямо на них. Ну они же местные – привыкшие наверное. Болдины горы известны каждому черниговчанину. Этот уголок города является заповедником истории и культуры, которая привлекает к себе экскурсантов и туристов из всей Украины и зарубежья. На этом высоком холме и возле его подножья расположены многочисленные памятники прошлого.

Само название Болдины происходит от древнеславянского слова "болд", что означает дуб. В старинные времена они были покрытые дубовыми зарослями и находились в нескольких километрах от города. По другой версии слово "болд" в староукраинском языке означает гора. Высокий холм на правом берегу Десны наши пращуры выбрали как место для некрополя. На Болдиных горах находится группа старинных курганов-могил. На площади 1,2 гектара их сохранилось около 230. Один из наибольших - курган "Гульбище", что находится в северо-восточной части некрополя. Его высота 6м. (в давние времена - 8,5м), диаметр - 22г. Курган "Гульбище" было раскопан 1872 года профессором Дмитрием Самоквасовым, уроженцем Черниговской губернии. При раскопках найдены вооружения дружинника - огромный меч в ножнах, массивный щит, большие кольчуги, боевые топоры, копья. В кургане, рядом с дружинником, были похоронены и женщины-рабыни. По старинному обряду трупы сжигали на месте. Это красноречиво удостоверяет: погребения принадлежат к концу ІХ - начала X веков.

Забавная игра теней от дерев на холмах-курганах, мы неспешна по тропинке идем к Антониевым Пещерам. Здесь уже дежурит очередной экскурсовод, тоже полный под завязку различных легенд. За 30 грн. с группы и 40 минут времени он с удовольствием нам их повествует. Первая легенда о красиво украшенной могилке на небольшом кладбище которое расположено у Ильинской церкви. Не буду Вам ее пересказывать - мучьтесь J. И вот купив входной билет 4 грн., мы в Антониевых пещерах. Вход к пещерам, в которых жили Антоний и монахи, начинался с церкви. Чтобы осмотреть их, надо спуститься в подземный склеп. Слева - содержится пещера Антония. Углубляясь, вход ведет к церкви Феодосия
Замечу, что по своим большим размерам это единственная в Украине пещерная церковь. Ей нет аналогов даже в Киевских пещерах. Третья церковь небольшая по размерам и содержится в глубине пещеры. Неподалеку от нее находится маленькая пещера с углублением для стола и кровати. В свое время она служила кельей для Антона Печерского. Узкий коридор ведет к кухонной печи: здесь готовилась пища. Три церкви, которые повернуты алтарем на восток, не имеют ни башен, ни окон.

В 1072 году Антоний Преподобный снова возвратился в Киев. Однако подвижницкая жизнь в Илльинських пещерах не угасла, наоборот - монахи продолжали их рыть в разных направлениях. С течением времени в Болдиных горах возник многоярусный архитектурно-пространственный подземный комплекс. Общая длина исследованных пещер и подземных сооружений составляет свыше 300 метров, а максимальная глубина- 12 метров. Здесь содержится древнейший ярус.
На втором ярусе - церкви Антония и Феодосия. Кстати, последняя - наибольшая по размерам, ее высота - 8,4 г. на третьем - часовня с погребениями, на четвертом - церковь Николая Святоши и келья Антония Печерского. Во время проведения археологических исследований, здесь были выявлены неизвестные части пещер и старинные надписи на них. В XVII веке пещеры были восстановлены и капитально отремонтированы.

В XIX веке в церквях Антония и Феодосия установили печи, которые облицевали белым кафелем. Одна из них сохранилась в церкви Феодосия.
До 1918 года пещеры использовались как часть действующего монастыря. Во время войны Антониевы пещеры для многих черниговчан служили надежным бомбоубежищем.

В общем, где зашли там и вышли, и радуясь теплому солнечному дню, после мрака и холода пещер поднимаемся выше к могиле известного украинского писателя Михаила Коцюбинского. За чугунной оградой - два обелиска и бронзовый бюст поэта- здесь похоронен сам писатель и его жена Коцюбинская-Дейша Вера Устимовна.
Далее идем к альтанке – это каменная беседка с куполовидной кровлей и большим двуглавым позолоченным орлом вместо креста - вот эту как раз беседку в народе и окрестили царской. Потому что ее выстроили к приезду государя-императора Николая II на тот случай если он решит полюбоваться видом с Болдиных гор.
Посмотрели – пофотографировали, и идем к кургану и обелиску. Одно из трогательных и будоражащих моментов – Вечный Огонь, который горит. Ведь в Киеве в последние годы Вечный Огонь у Родины Матери зажигают только на праздники и то если найдется спонсор. Лестница вниз, сразу вспоминается очередная легенда любовная – если жених на руках по этой лестнице донесет невесту до стелы – то жить они будут долго и счастливо.

Внизу еще местами белеет снег, дедушка выгуливает внука, две пожилые дамы ведут оживленную беседу, парень с девушкой сидят на ступеньках и чирикают о своем.

Умиротворяющая приятная картина – на которой, и заканчивается наше путешествие по Чернигову.