Гадяч

поездка на еврейское кладбище



Приехали... даже незнаю как и сказать кто приехал. Что-то вроде - я ваша тётя из Киева я буду у вас жить. Приехали Сережа, Сара и их дочка Катюша из Канады после 16летнего перерыва. В Киев, на семейное трожество брата. В пятницу вечером пригласили меня на шабат.
Я думала Сара поедет на могилу Цадика Нахмана в Умань, но оказалось что ехать нужно в Гадяч к цадику Шнеуру Залману или как его называют чаще - Алтер Ребе - Старый Ребе.

Очерк мой возможно пригодится, тем кто на автомобиле захочет посетить это место.
Перед поездкой, я внимательно почитала куда мы едем, к кому ну зачем и так понятно - паломничество
.

Процитирую очень понравившуюся мне статью Алон Леи Гринберг (http://world.lib.ru/l/leja_a_g/ogon.shtml)

В Гадяч мы приехали ночью. И по цепочке шли к могиле цадика. Почва была глинистая, недавно прошёл дождь, и трудно было идти.

Незадолго до поездки, я работала над очерком о писателе Цви Прегерзоне. В свой роман "Вечный огонь", написанный, как и все его произведения, на иврите, Прегерзон вплёл предание о Шнеуре Залмане из Ляд, связав с последними мгновениями его земной жизни. "В час выхода святой души Старого Ребе поднялось на кладбище в Гадяче, в лесу на берегу Псёла, маленькое пламя. Мерцало это пламя днём и ночью, и буйный ветер вырывался из леса и бросался на него, и комья снега обрушивались, но оно попрежнему горело, и никакая сила в мире не могла погасить его," - писал он.

Шумят кроны деревьев. Поёт свою тихую песню Псёл. На кладбище в Гадяче попала в засаду оставшаяся в живых группа евреев. Эсэсовцы заперли их в склепе, чтобы наутро расстрелять. Пьяные голоса доносятся до несчастных, приговорённых к смерти людей. Тают часы, приближая рассвет. Кто-то молится, кто-то читает псалмы. Ночью служка, поддерживающий огонь лампады на могиле, услышал голос. Ему казалось, что звук заполнил собою всё пространство. Он никогда не слышал голос раби, но знал: это его голос: "Я не могу вынести страдания. Мера Яакова - мера жалости. Открой пещеру под свечой вечности"...Так соединились мистика и реальность. Пещера под могилой, разверзшаяся в час похорон Старого Ребе, привела ещё недавно обречённых на смерть людей - к берегу реки, а оттуда - через лес - к партизанам...

Образ Шнеура Залмана, талмудиста и философа, посвятившего главный труд своей жизни - книгу "Танья" ("Учение"- по арамейски) исследованию еврейской души, её связи с Божественной основой, помог писателю раскрыть мысли о вечности народа, его духовной силе, проявившейся в период самых страшных испытаний. Вечный огонь - символ, взятый из философии иудаизма, уподобившей еврейскую душу в её устремлённости к Божественному началу, горящей свече, пламя которой всё время рвётся ввысь. Роман "Вечный огонь" был опубликован в Израиле под псевдонимом "А.Цфони" незадолго до смерти писателя, просидевшего за свою любовь к ивриту семь лет в сталинских лагерях и тюрьмах. Но пришёл час, и его настоящее имя узнал и ивритский и русский читатель...


Мы же приехали в Гадяч приятным днем, население очень отзывчивое, у кого ни спрашивали дорогу, все старались помочь. Погода была приятнейшей, весенняя сочная зелень после дождя, разноголосное пение птиц. Добираться до кладбища очень легко, как вьехали в Гадяч то все время едем по главной дороге (дороги оч.разбиты так что выше 30-40 кмч ехать не рекомендую) проезжаете обычное кладбище (остается по левой стороне) потом еще километра два, и большой перекресток с ул.Первомайской или Первомаевской. ориентир - слева продуктовый гастроном, слева по диагонали тоже магазины, справа перед перекрестком частный дом, справа за перекрестком обшитое белой вагонкой здание магазина запчастей и какого-то СТО. Вот на этом перекрестке поворачиваем направо, едем метров 600-700 не более
едем медленно чтобы не пропустить детский сад по левой стороне, и сразу за ним качественный асфальт и поворот на лево, в частный сектор. Вот нам туда. Едем едем постоянно как бы по главной, среди домов. А потом, неожиданно асфальт заканчивается и мы видим обрыв, строящаяся новая синагога, и зелень, зелень,зелень - тишина и полная благодать. И все это абсолютно неожиданно. Мои паломники выгрузились из авто, и пошли вниз по лестничке я же съехала в самый низ, там небольшая будочка с охранницей и оставила машину там. То что вначале Сара приняла за Охел - оказалось домиком для паломников. Где можно попить воды, разогреть еду, переночевать, сходить в туалет. Рядом прилепился невеличкий деревенский домишко, мезуза на двери прямо указывала что мы попали куда надо. На двери мелом были написаны номера телефонов, по которым мы и позвонили. Через минут 10-15 приехал на велике смотритель кладбища, открыл нам помещение для отдохновения и омовения, и пока мои друзья искали в этом помещении могилу Цадика, смотритель умелся куда-то вниз по лестнице в чащобу. По ходу там и оказалась невеличкая синагога, пристроенная к Охелу. Смотритель включил нам обогреватель, оставил свечи. Мы сняли свою обувь, и переобулись в тапочки, которые лежали в прихожей. Все что было внутри и снаружи, я надеюсь желающие увидят на видео, которое, спасибо хорошему человеку Геннадию, мне смонтируют.
Всего в Гадяче сейчас живет 25 еврейский семей, до войны же население города практически сплошь были еврейские семьи. Не долго рассиживаясь, мы отправились в обратный путь.

Итак еще раз о дороге.
Выезжаем из Киева, на трассу Е40 (Киев-Харьков) и преспокойно не нарушая ПДД, по четырех полоске (130 км/ч) до Борисполя, далее по двухполоске (110 км./ч) до Пырятина. В Пырятине же, поворачиваем налево, т.е. в обратное направление, и за заправкой сворачиваем направо.
Ориентир - поворот между заправкой и сырным заводом. Далее прямо по дороге едем на Лохвицу. В Лохвице держимся главной и выезжаем из города по направлению ПОЛТАВА. От Лохвицы до Гадяча всего-ничего - 58 км. Обратите внимание, вы будете ехать по дороге, и тут БАЦ - большущий перекресток, знаки висят, но ни про Полтаву ни про Гадяч ничего не сказано, мы в этом месте подьехали к другому знаку примыкающей дороги слева, и поняли что на Гадяч надо ехать прямо. Так что повторяю - как только доедете до большого перекрестка, на котором не будет указателя на Полтаву или Гадяч, едете прямо. Если все таки засомневаетесь - посмотрите на указатели с примыкающих дорог.
На обратном пути, я немного заблукала в Пырятине, не там свернула, но не особо переживала, потому что все дороги из Пырятина выведут на трассу Е40 по любому.
В общем накатали 500 с хвостиком км. Я осталась довольна поездкой, мои друзья - паломничеством.


Создан 21 мая 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 
Map